13 июля 2012
В России разработали государственную политику кибер-защиты
Совет безопасности России представил документ, определяющий политику в области защиты систем управления критически важной инфраструктурой в России. Он предполагает создание к 2020 г. единой государственной системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак, а основные функции реализации политики возлагает на ФСБ.
Совет безопасности России опубликовал основные направления госполитики «в области обеспечения безопасности систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры» страны. В документе указано, что создан он был в целях реализации основных положений стратегии национальной безопасности России до 2020 г., которая предполагает и совершенствование ИТ-инфраструктуры критически важных объектов в целях защиты их от угроз.
К критически важным составители относят объекты, нарушение или прекращение функционирования которых может привести к потере управления инфраструктурой, ее разрушению и негативному изменению экономики страны или региона, где объект располагается. Целью разработки политики является снижение до минимально возможного уровня рисков неконтролируемого вмешательства в процессы функционирования ИТ-систем, а также минимизация негативных последствий такого вмешательства.
Среди негативных факторов, влияющих на формирование ИБ-госполитики авторы документа упоминают «вынужденное» привлечение при создании систем управления иностранных поставщиков ПО и аппаратных средств обработки, хранения и передачи информации, тенденцию среди владельцев и операторов критически важных объектов скрывать факты нарушения их работы, недостаточный уровень образования и профподготовки персонала, обслуживающего системы управления критически важными объектами, отсутствие достаточного нормативно-правового регулирования в данной области.
Решать задачи обеспечения безопасности систем управления критическими объектами авторы предлагают по пяти основным направлениям: в области нормативно-правовой базы, госрегулирования, промышленной и научно-технической политики, технологий и средств обеспечения ИБ, а также повышения квалификации кадров.
В области нормативно-правового регулирования стоит отметить инициативы авторов документа по необходимости определения и закрепления прав и обязанностей собственников ИТ-систем управления объектов критической инфраструктуры, регламентацию порядка ввода в действие, эксплуатации и модернизации таких систем, а также введение ответственности за нарушения в процессе этого, усиление ответственности за создание и применение средств компьютерных атак.
Среди задач госрегулирования авторы документа выделяют создание единой государственной системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак на критическую инфраструктуру, создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств ликвидации последствий компьютерных инцидентов в ней, создание хранилища эталонного ПО, использующегося в ИТ-системах критической инфраструктуры, создание условий, стимулирующих развитие в России производства телеком-оборудования, устойчивого к компьютерным атакам. На государство же авторы документа возлагают и выделение (привлечение) необходимых источников и объемов финансовых ресурсов.
В научно-технологической области значительная часть определенных авторами документа задач касается необходимости различных разработок в области систем управления критической инфраструктурой и ИБ.
Реализовывать политику предлагается в три этапа: 2012-2013 гг., 2014-2016 гг. и 2017-2020 гг. Первый этап предполагает разработку плана мероприятий по реализации основных направлений политики, разработку концепции использования сил и средств ликвидации последствий компьютерных инцидентов в критической информационной инфраструктуре, подготовку предложений по внесению изменений в утвержденные госпрограммы и корректировке планируемых программ, и др.
На второй этап приходится серьезная работа в области нормативно-правового регулирования, касающаяся регламентирования различных процессов и разграничения ответственности, разработок в области ИБ, а также ввод в эксплуатацию первой очереди Ситуационного центра единой государственной системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак на критическую информационную инфраструктуру. На этот же этап приходится создание сил и средств ликвидации последствий компьютерных инцидентов.
Третий этап, в числе прочего, предполагает внедрение комплексных систем защиты на объектах, ввод в действие первой очереди хранилища эталонного ПО, ввод в эксплуатацию единой государственной системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак на критическую инфраструктуру и ситуационного центра.
Cnews